Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Помощник по недвижимостиАренда

Аренда: кто платит за мелкий ремонт и как возмещать ущерб

Юлия Судакова28 октября 2022 82 359
2024-01-18T08:55:21.152753+00:00
Аренда: кто платит за мелкий ремонт и как возмещать ущерб
Мебель и техника могут ломаться, да и ремонт изнашивается. Еще до подписания договора аренды следует решить, за чей счет будут устраняться неполадки. Если речь о более серьезных ситуациях, то надо заранее договориться, как арендатор будет компенсировать ущерб.

В период действия договора за сохранность имущества отвечает арендатор — вот почему так важно составить как договор, так и подробнейшую опись движимого имущества. В описи надо перечислить не только наименования предметов обстановки, но и их характеристики (к примеру, марка и диагональ телевизора, мощность и объем микроволновки). Опись имущества обычно прилагается к акту передачи квартиры.

В этом акте обязательно описывается состояние квартиры и отделки в целом, а также перечисляются уже имеющиеся повреждения: например, трещина на оконном стекле или большая царапина на паркете (разумеется, если все эти недостатки невозможно устранить, а арендатор согласен снимать квартиру и с ними).

Сдайте или продайте свою квартиру

Зафиксировать повреждения можно разными способами:

1. в письменном виде;

2. с помощью фотографий;

3. с помощью видео.

В двух последних случаях все дефекты нужно снимать крупным планом, фото- и видеоотчеты являются приложениями к договору аренды.

Кто виноват?

Если во время действия договора потребовался ремонт, в первую очередь надо установить виновника.

— Если речь идет о естественном износе или браке, ремонт обычно берет на себя арендодатель. К таким ситуациям можно отнести поломку электрочайника, появление плесени в санузле или, например, истирание паркета.

— Если речь идет о повреждении, связанным с неаккуратностью арендатора, ущерб компенсирует именно он. В качестве примера можно привести сломанные ламели кровати (потому что на ней прыгали дети арендатора), оборванные обои (потому что их грызла собака) или разбитый телевизор.

В случае с поломкой бытовой техники установить виновника непросто. Например, стиральная машина может сломаться из-за того, что арендодатель набивал ее до отказа или из-за того, что в ней от времени рассохлись уплотнители. Определить виновника поможет независимая экспертиза профессионального мастера.

Обычно обе ситуации прописываются в договоре — в нем может быть, например, такой пункт: «квартира и имущество должны быть переданы обратно в том же состоянии с учетом естественного износа».

Что делать?

Чинить и ремонтировать. Вне зависимости от того, кто был виновником, хлопоты по ремонту могут взять на себя и арендатор, и арендодатель — всё зависит от вида работ и личных договоренностей.

Не исключено, что арендатор сам сможет принять мастера по ремонту холодильников или купить именно тот обогреватель, который он хотел бы — в пределах оговоренной суммы и/или описи имущества.

По договоренности с собственником арендатор (если он не виноват в поломке) может вычесть сумму, потраченную на ремонт или новый прибор, из ежемесячной арендной платы и заплатить в одном месяце меньше.

Если же ущерб обнаружится при съезде арендатора, арендодатель вправе удержать депозит или часть депозита. Напомним, обычно размер депозита составляет 100% ежемесячной арендной ставки. Собственник возвращает ее арендатору в полном объеме, если квартире не нанесен ущерб. Многие ошибочно принимают депозит за оплату последнего месяца проживания — это не так.

Два правила для арендодателя и арендатора

1. Все недостатки должны быть зафиксированы в акте приема-передачи при заезде арендатора в квартиру (то есть состояние квартиры до и после можно сравнить).

2. Нужны доказательства ущерба — например, фото- и видеофиксация.

Соблюдать эти правила необходимо — они понадобятся для возможных разбирательств в суде.

Ход конем

Если арендодатель не хочет разбираться, кто виноват в поломках и за чей счет нужно их устранять, можно застраховать квартиру.

Для квартир, сдаваемых в аренду, существуют отдельные страховые программы. Они допускают возмещение практически любого вида ущерба, начиная со сломанной мебели и заканчивая затоплением от соседей сверху.

Страховка становится единственным способом возместить ущерб в том случае, если арендатор съехал без предупреждения, оставив квартиру в разоренном виде, который не покроет ни один депозит.

Увы, такое случается: к примеру, размер депозита составлял 60 тыс. рублей, а после съезда арендатора выясняется, что надо переклеивать обои, покупать новый телевизор и матрас на двуспальную кровать. Вместе с самой кроватью.

Стоимость страховки составляет в среднем 0,6% страховой суммы (она у каждой квартиры своя).

Последняя инстанция

Когда ситуация вышла из-под контроля, виновника установить не удается, а ущерб превосходит сумму депозита, остается решать вопрос в суде.

Обратиться в суд можно только при наличии договора, акта передачи и описи имущества. А еще потребуется подтверждение, что арендатор действительно проживал в этой квартире — это могут быть арендные платежи, с которых арендодатель платил налоги, а также акт о нынешнем состоянии квартиры, составленный на основе свидетельских показаний.


Редакция благодарит за помощь Марию Жукову, управляющего директора сети офисов недвижимости «Миэль».

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#аренда#собственник#арендодатель#гид
арендасобственникарендодательгид
Сейчас обсуждают
Аноним
30 ноября 2024
редакцияeditorial@cian.ru